КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО. КАК ДАЛЬШЕ? // 19 ноября 2020 в 19:00
Сложный выдался год. Досталось многим, но культурным учреждениям, проектам и работникам особенно. Закрытие площадок, отъезды выдающихся деятелей культуры и искусства за границу, тотальные отмены, переносы и онлайны – кажется, в плане культурной жизни и ее перспектив мы откатились на лет пять назад. С другой стороны – небывалая солидарность между культурными работниками и общественностью, взрыв креатива и постоянных поиск новых форм.

19 ноября в 19:00 вместе с менеджерами и экспертами из разных областей культуры попробуем поговорить о ситуации, которая сложилась в беларуской культуре и искусстве, определить тенденции и найти возможности, а также придумать, что же нужно делать сейчас, чтобы было хорошо потом.
Факты о реальном мире откроют возможности, для реализации которых будут созданы концепции будущих проектов.
Результат
Онлайн
За обсуждением идей и процессом можно наблюдать из любого конца света и участвовать в дискуссии.
Офлайн
100% погружение в тему, чтобы собравшиеся могли увидеть горизонт и сделать шаг за него.
180 минут
* точнее, не стереотипное.

СТАТЬ НЕ ПРОСТО ЗРИТЕЛЕМ ЖИЗНИ
НА ТРИ ЧАСА
критическое мышление*
придется много думать, но это не больно.
столько времени нужно для полноценного участия
умение мечтать
видеть проблемы хорошо, видеть возможности - еще лучше.
С КЕМ БУДЕМ ГОВОРИТЬ
Ирина Лукашенко
Арт-менеджер, соосновательница и директор проекта Artonist, в прошлом руководитель многих соц-культ проектов, в т.ч. "Творчыя майстэрні галерэі "Ў", учреждения "Амбасада культуры", программы "Обучающийся город для креативной экономики 2.0" и других.
Анастасия Василевич
Магистр театроведения, руководитель Центра белорусской драматургии при Республиканском театре белорусской драматургии.
Мила Котка
Продюсер и куратор, одна из основателей фестиваля Vulica Brasil, "крестная мать" беларуского стрит-арта.
Татьяна Нядбай
Поэтесса, переводчица, менеджерка культурных проектов, первый заместитель председателя Белорусского PEN центра.
Никита Монич
Экскурсовод, востоковед, популяризатор искусства.
Сергей Будкин
В онлайне присоединится культурный менеджер и продюсер. Создатель TuzinFM.by, автор блога "Телебудка", руководитель Беларуского фонда культурной солидарности.
Конспект ивента #2. КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО. КАК ДАЛЬШЕ?
19 ноября в пространстве "Бетон" ХАБ/ЛАБ собрал людей, которым, пожалуй, досталось сильней, чем многим другим в этом году из-за коронакризиса. Работники индустрии культуры рассказали, как не только выживать в эпоху турбулентности, но думать о будущем. Генеральный партнер проекта ХАБ/ЛАБ - Альфа-Банк .

Первой о своей боли, радости и надеждах рассказала Ирина Лукашенко, арт-менеджер, основательница проекта Artonist.

Пандемия буквально поставила культурные проекты перед вопросом выживания.

В марте 2020 года команда Artonist решила, что только через объединение усилий разных акторов сообщества возможно дальнейшей существование маленьких и больших культурных инициатив в Беларуси.

- Первая цель: организовать финансовую поддержку через краудфандинговую площадку molamola, а также привлечь внимание на уязвимость культурной сферы, - говорит Ирина Лукашенко.

На платформе кампания #Артпроездной просуществовала 42 дня. Размер перевода – сумма, которая в среднем уходит на проезд (около $6). Зрители образно дарили любимой культурной институции свой «проездной». В акции приняло участие 34 культурных институции, а общая сумма, которую удалось собрать, составила 35 700 рублей.

Главный инсайт от опыта обращения за поддержкой проектов через краудфандинг во время коронакризиса: зрители готовы поддержать свои любимые площадки рублем, однако наиболее успешны в сборе денег те институции, которые успешно взаимодействовали со своей аудиторией до пандемии, формировали комьюнити вокруг себя.

Еще несколько проектов, которые успешно помогали "людям культуры" в непростое время.

#АртНакарантине. Напрямую, без галерей, художники выставляли свои работы на продажу. Здесь впервые обнажилось желание белорусов покупать недорогое искусство, чтобы украшать им свои жилища.

Проект SOS Culture
был создан для культурных активистов и художников, чтобы помочь им перенести свои проекты в диджитал среду и адаптироваться в новых условиях.

Чего не хватает, что можно сделать, чтобы помочь людям, занятым в культурной индустрии? Ответы "нужд", которые собрала команда Artonista, опросив художников, с которыми работала в первую волну пандемии:


  1. Нужны законодательные решения для финансовой поддержки культуры, в том числе проектной деятельности;

  2. Технические возможности для солидарных проектов (крауд-площадки, донаты и др.);

  3. Появление финансирования независимых проектов в стране, снятие различных "разрешительных" процессов, льготные условия по арендным платежам для культурных площадок;

  4. Помощь специалистов. Возможность привлекать экспертов и консультантов по развитию направления для культ. сектора;

  5. Мировые практики схожего регионального контекста;

  6. Формирование гражданского общества, демократизация политической системы Беларуси;

  7. Улучшение эпидемиологической обстановки

Разговаривая о будущем, Ирина отметила, что спрос на искусство, ощущение художественной ценности художников и их работ формируется прямо на наших глазах.

Популяризатор искусства Никита Монич рассказал о возможностях, которые он видит для возбуждения интереса к культуре и искусству со стороны общества. От Никиты мы узнали, что:

  1. Культурные проекты потребляет 3%-10% минчан;

  2. Надо всеми силами втягивать новую аудиторию, а не окучивать старую;

  3. Сейчас для этого настало отличное время, т.к. люди "подогреты";

  4. Нужно думать о картине мира новой аудитории и идти от нее, а не от нашего представления о правильном/актуальном;

  5. Культурные продукты - лучший транслятор ценностей;

  6. Нужно делать общешкольный экскурсионный проект по городским институциям, чтобы растить граждан.

В существующей ситуации люди готовы и хотят потреблять "духовный" контент, им нужны новые смыслы - это новая тенденция, запрос в обществе. Важно понимать, как и о чем думают "неофиты"- люди за пределами культурного сообщества, которые раньше не интересовались искусством.

В плане расширения количества вовлеченных в потребление культурного продукта Никита делает ставку на детей. Дети быстро впитывают новые ценности, легко вырабатываются новые привычки, а вот взрослым меняться сложней. Никита считает, что в Минске не хватает проекта, который бы помогал впитывать ценности урбанизма, понимать, в какой среде они живут. Сюда включаются экскурсии по городу, музеям, социальным учреждениям и так далее. Он также отметил, что для детей, которые растут в городе в третьем поколении, потребление культурных ценностей будет нормой, и расширение культурного пространства будет происходит со сменой поколения.

Руководительница Центра белорусской драматургии при Республиканском театре белорусской драматургии, менеджер Анастасия Василевич, рассказала, что происходит в сфере театра. Она подтвердила наблюдение Ирины Лукашенко о том, что для выживания культурным проектам нужно объединятся, и думать о диджитализации деятельности. Например, такие платформы, как zoom, больше не способ для проведения экспериментов в театре, а полноценная площадка для спектакля.

С ее точки зрения, сейчас происходит отток зрителя и творческих команд из театральной сферы, но им на смену приходят новые акторы. Из-за пандемии возник новый зритель, который более открыт к театру взаимодействия, ведь для зрителя поход в театр - способ переключаться от тяжелой реальности, проработать свои травмы. Театр стал активней выходить в социально-политическое поле, осваивать новые площадки.

Анастасия отметила ряд сложностей: закрываются независимые пространства, одновременно независимым командам стало тяжелее получить гастрольное удостоверение.

Понятие "мурал" летом 2020 года наполнилось новыми смыслами. Мила Котка, продюсер и куратор, одна из основателей фестиваля Vulica Brasil, активно развивала стрит-арт последние годы. В ХАБ/ЛАБ она говорила, что можно сделать в перспективе, выйдя из ситуации "отмененного будущего".

В отличие от других видов искусства, стрит-арту не надо бороться за аудиторию. Это максимально доступный вид искусства: есть только человек, художник и улица.

Мила вспомнила, что в 2014 году стрит-арт был не очень развитым направлением, а скорее маргинализированным. Но ей и ее команде удалось донести до чиновников, что стрит-арт - это статусное и интересное направление, которое будет популярным среди горожан. Благодаря поддержке посольства Бразилии, команде фестиваля Vulica Brasil удалось выстроить коммуникацию с городской властью, и за несколько лет улица Октябрьская стала одним из важных туристических must-see place в Минске.

Что сейчас происходит в стрит-арте? Мила Котка приводит цитату художника Bazinato: "Каждый Беларус стал Активистом и Стрит-Артистом". Жители каждого дворика, каждый художник теперь думают о том, в каком пространстве они живут, вовлекаются, и меняют среду. Мила считает, что это потому, что художественная интерпретация событий помогает "переварить" реальность и принимать ее.

Весь стрит-арт воспринимается сейчас как протестное явление, хотя это неправильно, есть еще и тенденция к намеренному уходу от протестов в сторону эстетики для арт-терапии. Из-за ассоциации с политикой некоторые артисты, которые привыкли выражать свою философию в художественной сфере, испытывают напряжение. Граффитисты, например, считают, что сегодня небезопасно "бомбить" что угодно на стенах Минска, потому что даже за безобидные граффити можно получить серьезное наказание. Все больше художников уезжает за границу (команда фестиваля в том числе перебралась в Бразилию).

Улица Октябрьская, которая стала такой, какая она есть в том числе из-за фестиваля Vulica Brasil, переживает новую трансформацию. Мила верит, что творческая энергия может сохранить улицу, несмотря на закрытие заведений.

Сергей Будкин, арт-менеджер, продюсер, руководитель Белорусского фонда культурной солидарности отметил, что нужно говорить про будущее культуры и искусства с перспективы двух процессов: с одной стороны, происходит кризис государственного управления, с другой - "рождение" нации. Государственные институты выполняют цензурный надзор в культурной политике, а не поддерживают и развивают культурное поле. В то же время весь мир открыл для себя белорусскую независимую культуру, а белорусам впервые за долгие годы свои музыканты, художники, артисты стали интересней, чем российские.

В будущем белорусскому обществу придется решить, нужно ли нам в принципе Министерство культуры. Сергей Будкин считает, что секрет успешного развития сферы культуры в том, что процесс должен быть децентрализованным, нагрузка должна распределяться среди разных акторов в поле, а государство не будет определять, какие проекты важны для общества, а какие нет.

Какие тренды в культурной сфере гости и эксперты сформулировали:

уход от протестного языка к красоте для арт-терапии (люди хотят проработать через искусство полученный травматический опыт)

поддержку сложно получить из-за бюрократизма

"каждый белорус стал активистом и стрит-активистом"

протестный стрит-арт потеснил "спортивный" ("бомбинг", граффити)

сужение палитры цветов для творческого самовыражения в стрит-арте

очередная трансформация улицы Октябрьская, сложные городские проекты стали на паузы

перемещение белорусского искусства в мировой контекст

государственная культурная политика зашла в тупик

многие белорусы заново открывают для себя беларусскую культуру

Идеи для будущего:

проекты на стыке культуры и образования (дети + культура)

появление единого культурного медиа (поможет увеличить аудиторию культпроектов)
Наш план
18:40-19:10
Встречаемся, знакомимся, регистрируемся, занимаем места, пьем кофе.
19:10 - 19:20
Организаторы рассказывают, зачем мы здесь сегодня собрались.
19:20-20:20
Слушаем специально приглашенных экспертов.
20:20 - 20:50
Зал присоединяется к разговору. Гости начинают делиться мнениями и дискутировать. Модератор подливает масла в огонь, зачитывая комментарии из онлайн-трансляции.
20:50 - 21:10
Немножко креативим, придумывая как дальше. Подводим итоги встречи. Кристаллизуем идеи для сферы культуры и искусства.
21:10 - 22:00
Нетворкинг.

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР