КАКИЕ ПРОЕКТЫ БУДУТ НУЖНЫ БЕЛАРУСИ? // 23 декабря в 19:00
Год в прямом и переносном смысле сумасшедший. Многое изменилось, очень многое. Но все ли это понимают и готовы меняться? Чем мы живем сегодня понятно. Но о чем будем мечтать вскоре? И какие проекты будут нужны завтрашней Беларуси? Какие из них можно задумать сегодня, чтобы они оставались актуальными и востребованными все десятилетие?

На эти и другие вопросы попробуем ответить 23 декабря в 19.00 вместе с выдающимися представителями разных сфер общественной жизни.

Социолог, представитель бизнеса, педагог, специалист в области трудоустройства, редактор и архитектор – обсудим, как меняются сферы экспертности наших спикеров, что еще так и остается нерешенным многие годы и как подступиться к будущему.
Факты о реальном мире откроют возможности, для реализации которых будут созданы концепции будущих проектов.
Результат
Онлайн
Homework
За обсуждением идей и процессом можно наблюдать из любого конца света и участвовать в дискуссии.
Максимум 6 месяцев, чтобы первоначальные факты остались в прошлом, а мир стал лучше на один полезный проект.
Офлайн
100% погружение в тему, чтобы собравшиеся могли увидеть горизонт и сделать шаг за него.
Факты о реальном мире откроют возможности, для реализации которых будут созданы концепции будущих проектов.
180 минут
* точнее, не стереотипное.

СТАТЬ НЕ ПРОСТО ЗРИТЕЛЕМ ЖИЗНИ
НА ТРИ ЧАСА
критическое мышление*
придется много думать, но это не больно.
столько времени нужно для полноценного участия
умение мечтать
видеть проблемы хорошо, видеть возможности - еще лучше.
С КЕМ БУДЕМ РАЗГОВАРИВАТЬ
Дмитрий Макарчук
Магистр педагогических наук, учитель белорусского языка и литературы, педагог неформального образования, координатор образовательной программы "Учитель для Беларуси"
Кирилл Скорынин
Архитектор, руководитель архитектурной студии Level 80 architects
Ольга Солоненко
Руководитель проекта по развитию малого бизнеса в Альфа-Банке
ОНЛАЙН-УЧАСТНИКИ
Андрей Вардомацкий
Доктор социологических наук, кандидат философских наук
Антон Кашликов
Медиаменеджер, издатель 34mag.net, 34travel.me, 34home.com.ua
Светлана Шапорова
Директор rabota.by

Эксперт в области HR-брендинга и рекрутинга, организатор конкурса «Премия HR-бренд Беларусь», автор и организатор проекта «HR meeting» и других
Конспект ивента #3. КАКИЕ ПРОЕКТЫ БУДУТ НУЖНЫ БЕЛАРУСИ?
23 декабря в пространстве Beton ХАБ/ЛАБ собрал вместе экспертов из разных областей и сфер, чтобы поговорить на широкую, но от этого не менее животрепещущую тему - будущее Беларуси. Предлагаем вашему вниманию короткие тезисы из выступлений спикеров. Генеральный партнер - Альфа-банк.

Легенда белорусской социологии, Андрей Петрович Вардомацкий, открыл серию выступлений в формате онлайн. Он рассказал о сдвигах в массовом сознании и общественном мнении белорусов, которые произошли за последний год.

Для этого исследователь представил данные из большого кросскультурного исследования по ковидной тематике, которое делали 12 университетов по 58 странам.

Два параметра, которые содействовали мобилизации белорусов, согласно этому исследованию: недостаточность реакции на коронавирус со стороны правительства и недовольство информированием о ситуации общества.

Кроме того, в 2020 году изменилось экономическое ощущения нации. Субъективное самоощущение макроэкономической ситуации в стране стало хуже в два раза.

Также исследователь отметил, что в Беларуси произошла тотальная смена ландшафта медиа. Иерархии в сфере сильно переструктурировались: доминирующая позиция - у белорусских негосударственных средств массовой информации, в то время как доверие к государственным СМИ резко упало.

Следующая тенденция более продолжительная по времени: за 20 лет произошло изменение образовательной структуры населения. Процент людей, которые получили высшее образование, вырос в два раза. Это в свою очередь привело к росту степени критичности, креативности, изменение социального поведения населения.

Кроме того, в экономике страны произошло снижение доли (в процентном наполнении) предприятий, которые занимаются нефтью, нефтепродуктами, полезными ископаемыми, и увеличение доли частных иностранных компаний. Для человеческого капитала привело изменению качества стаффа. Люди, которые заняты в частных компаниях, демонстрируют другой уровень эрудиции, образования и другое социальное поведение.

Ценностный сдвиг. Патернализм - больше не привлекает. Люди ценят возможность самостоятельного принятия решений; сформирована глубокая психологическая потребность в этом.

Увеличилась позитивное отношение к частному бизнесу.

Принятие людьми дифференциации доходов.

Продолжил рассуждать о будущем Дмитрий Макарчук, магистр педагогических наук, педагог неформального образования, координатор проекта "Учитель для Беларуси".

Дмитрий поделился мнением, что никто не знает с чем придется столкнуться в будущем нынешним первоклассникам, когда они выйдут на рынок труда. Будет ли у них новая тирания, нова пандемия или нашествие инопланетян - неизвестно. Также неизвестно сколько раз им поменять профессию и место проживания. Тем не менее, образование влияет на то, какими будут кадры, которые будут принимать решения в будущем.

Исследовательский центр ИПМ провел опрос: выпускникам 2018 года задали вопрос: какие учебные предметы пригодились вам в жизни? На первом месте оказался русский язык, на втором - белорусский язык, на третьем - математика. Никому не понадобилась астрономия, допризывная подготовка и ОБЖ.

Следовательно, считает Дмитрий, просто получение информации для будущих кадров не может быть целью, потому что все можно найти в интернете, информация - это средство. Она может быть средством манипуляции, либо средством развития человека. То есть вопрос образования больше не в том, чтобы выбрать правильную специальность, а в том, какие навыки нужны в быстро меняющемся мире.

Дмитрий предполагает, что в будущем для профессионалов понадобится два главных навыка: адаптация и рефлексия. После каждого опыта адаптации нужно проводить рефлексию: что сделано не так, какие качества помогли, сколько времени это заняло и т.д.

Нельзя просто прочитать про адаптация и рефлексию. Чтобы адаптироваться - надо адаптироваться, чтобы рефлексировать - надо постоянно рефлексировать. Только тогда на практике человек будет готовы к изменениям, которые обязательно произойдут.

Светлана Шапорова, директор rabota.by, организатор конкурса HR-бренд, рассказала о последних тенденциях на рынке труда.

В ее лекции прозвучала идея про смещения фокуса с бизнес-целей и задач на здоровье и благополучие сотрудников. Если раньше это был фактор привлечения сотрудников и удержания в компании, то теперь важный фактор выживания бизнеса

Уходящий год показал, что бизнесу нужно проявлять гибкость и быстро реагировать на происходящие события. Компании начали подключать сотрудников к выработке корпоративных идей и решений проблем. Произошла активизация горизонтального управления.

Еще этот год стал проверкой всех ценностей компаний: доверие и уважение в коллективе - это красивая ширма, или ценности, которые люди разделяют? Сотрудники демонстрировали более высокую вовлеченность и готовность принимать ситуацию в компании, если компания действительно поддерживает декларируемые ценности.

Автоматизация и цифровизация процессов в компаниях пережили квантовый скачок. Сотрудники некоторых компаний работали из дома до пандемии, но часть была вынуждена освоить онлайн-коммуникацию из-за коронавируса.

Повышение эффективности труда на фоне снижения контроля. Когда в компании есть технологичность, доверие, то эффективность на фоне снижения контроля растет. Сотрудники, которые имеют согласованные цели, показывают высокие результаты.

Роль обучения и обмена опытом не снизилась в эпоху доступности информации. Несмотря на большое количество онлайн курсов и инструментов, активность людей в сфере передачи знаний была высокой.

Инклюзивность как мировой тренд. Проекты по трудоустройству людей с инвалидностью в Беларуси есть, но это пока медленный процесс. С каждым годом все появляется все больше бизнес-проектов, которые готовы брать на работу людей с инвалидностью. Например, проект "Тихие кассы", который развивается в сети магазинов "Соседи", на кассе работаю слабослышащие люди. Есть тренажерный зал, где работаю люди с особыми потребностями, кафе, где работают люди с инвалидностью и т.д.

Кирилл Скорынин, архитектор, руководитель архитектурной студии Level 80, смешал тенденции и проблемы вместе, рассказывая о среде для жизни.

Кирилл считает, что нужно учится кооперироваться и принимать совместные решения.

Никто не сделает ничего хорошего горожанам, мы должны научится жить вместе и решать своим проблемы вместе.

Студия Кирилла занимается проектированием жилой среды, они создают соседство.

Зачем? Соседство - это безопасная среда, возможность помогать другу по каким-то вопросам, вырабатывать решения.

Соседство - это чистота. Все смотрят друг за другом, каждый следит за своим кусочком территории.

Хорошее соседство выгодно. В хороших районах квартиры продаются лучше, а жить гораздо приятней.

Что нужно, чтобы сформировать соседство?

Знать друг друга, разделять общие ценности. Еще соседям нужны совместные проекты. Например, в Новой Боровой, над которой работала студия Кирилла, есть площадка для фитнеса, а в проекте "Квартал парк" есть огород для жителей комплекса.

Совместное использование: велосипеды, самокаты, гироскутеры становятся все более популярным инструментом передвижения. Одновременно поднимается вопрос о мобильности в городе. Как сделать так, чтобы всем было комфортно?

Совместное использование городских пространств. Когда люди ушли на карантин, то стали работать из дома, стало понятно, что видеосвязи достаточно для продуктивной работы. Возможно, в будущем будет достаточно снимать небольшие офисы для переговоров, причем совместно с кем-то.

Хакерспейсы и пространства для творчества, где люди могут использовать инструменты для создания каких-то вещей, рисовать, пилить лобзиком и так далее.

Коливинги. Аналог идеи "домов фабрик", которая существовала в СССР. Небольшое личное пространство с кроватью, а все остальное вынесено в общественное пользование: кухня, места для отдыха, работы и так далее. Подходит для студентов или других сообществ.

Визуальный комфорт.

Нужно, чтобы кто-то следил за визуальным оформлением соседского сообщества. Например, рабочий архитектурный совет.

Разработка графического оформления.

Навести порядок в наружной рекламе и подсветке.

Эффективно использовать пустое пространство

Антон Кашликов, медиаменеджер, издатель 34mag.net, 34travel.me, 34home.com.ua, рассказал с чем столкнулись медиа в 2020 году.

Трудностей было много, и не только covid-19, но и блокировки сайтов, отключение интернета, давление на журналистов, сильное падение рекламного рынка.

Антону сложно строить оптимистические прогнозы, но он отмечает рост интереса и лояльности читателей к белорусским медиа, что может привести к тому, что модель дотирования медиа читателями, будет более распространенной.

Главное в грядущем году для медиа, с точки зрения Антона: сохраниться самим, сохранить свои проекты.

Например, сейчас команда развивает проект о доме и домашнем уюте 34home, который запустили в Украине. Проект придумали на карантине, потому что в какой-то момент стало невозможно писать о путешествиях на ресурсе 34travel, посвященном туризму. Весной запустить проект о доме не смогли, а осенью оказалось, что сайте не очень актуален для Беларуси из-за общественно-политической повестки.

Как медиа жить дальше?

Думать о будущем, не забывая о настоящем, не забывая помогать тем, кто пострадал больше, чем ты.

Помнить, что задача медиа - рассказывать правдивые истории. Когда вставляют палки в колеса редакциями, важно не забывать, зачем вы начали заниматься журналистикой.

Антон предполагает, что будущее медиа заключается в солидарности, поддержке, единстве и уважении работников сферы к друг к другу и читателям.

Ольга Солоненко, руководитель проекта по развитию малого бизнеса в Альфа-банке, рассказала о вкладе малого бизнеса в ВВП в Беларуси. В разных источниках приводится данные от 16 до 22 %. В развитых странах, например, в Великобритании или Нидерландах цифра гораздо больше - от 60 до 62 %.

Ольга считает, что для Беларуси эти цифры тоже могут стать реальностью, и Альфа-банка ставить перед собой цель: внести вклад в развитие малого бизнеса и в ВВП Беларуси.

Для этого банк создает инфраструктурные проекты. Например, deti-MBA Belarus - Школа бизнеса для подростков. Это обучение основам бизнеса для школьников, или проект Civitta Academy, в котором бизнес-подходам обучают студентов. Еще Альфа-банк поддерживает академию предпринимательства для состоявшихся бизнесменов, которые хотят улучшать компетенции. Кроме того, Альфа-банк поддерживают образовательные конференции, которые связаны с малым бизнесом. Команда банка считает, что малым бизнесам для развития нужны не кредиты, а экспертиза, интеллектуализация и знания.

Объяснила Ольга и почему Альфа-Банк поддерживает социальное предпринимательство. Для банка это путь бренда к корпоративной устойчивости. Банк выступает за последовательную поддержку малого бизнеса, а так как социальное предпринимательство - часть малого бизнеса, то логично поддерживать такие проекты, как Social Weekend. Например, сейчас банк вместе с фондом "Добра" запустил новогодний проект: вместо сувенирной продукции в подарок клиентам предложили поддержать социальные проекты. Корпоративные календари обменивают на донаты в пользу фонда.

Ольга считает, что не обязательно обладать суперсилой, чтобы вносить вклад в развитие общества, можно делать небольшие вещи, "свою каплю", которая однако принесет бренду устойчивости и клиентской лояльности.
Наш план
18:40-19:10
Встречаемся, регистрируемся, знакомимся, пьем кофе.
19:10-19:20
Организаторы рассказывают, зачем мы все сегодня здесь собрались.
19:20-20:30
Слушаем спикеров.
20:30-21:00
Зал присоединяется к разговору.
21:00-22:00
Нетворкинг.

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР